Буддизм

Будда Шакьямуни, Будда нашего времени, жил 2450 назад в условиях чрезвычайно развитой духовной культуры Северной Индии. Он достиг Просветления, после чего радостно учил в течение полных 45 лет, окруженный одаренными учениками. Тогдашние условия были идеальными для проверки и распространения его поучений, и это обусловило нынешнее богатство буддийской мудрости и методов. Перед смертью 80-летний Будда сказал:

Я могу умереть счастливым. Я не скрыл ни одного поучения в закрытой ладони. Я передал все полезное вам. Будьте путеводным светом сами себе».

Эти слова свидетельствуют, что учение Будды опирается на человеческую зрелость и осмысленную жизнь. Когда Будду спрашивали, зачем и чему он учит, он отвечал: «Я учу, потому что вы, как и остальные существа, хотите быть счастливыми и избегать страданий. Я учу тому, каким все является».

Слова Будды долгое время хранились в устной передаче, позже были записаны в Канджур, который состоит из 108 томов и содержит 84000 поучений. Тенджур - это дополнительные 254 тома комментариев к словам Будды, составленные его опытными учениками. Оба канона перевели на тибетский язык между VII и XIV веками. Впоследствии сложились три важных цикла буддийского Учения: Виная, Сутра и Тантра.

Так появились различные школы, стремящихся  к общей цели: привести тело, речь и ум существ к состоянию Будды. Для развития человеческого потенциала используют многоуровневые поучения. Поскольку они охватывают все возможные качества ума и основываются на опыте, а не на вере, только перевода их содержания недостаточно. Лишь по сравнению с другими мировоззрениями и религиями становится понятной уникальность вклада Будды. Важно подходить к этой теме с минимумом жестких идей.

Многие на Западе считают буддизм направлением философии. В известной степени это так, ведь поучения Будды абсолютно логичны. Ясность и свобода мысли - признаки хорошо развитого ума, которые с ростом личности также развиваются. Если учение ведет к полной реализации способностей человека, прежде всего логического мышления, почему бы не называть буддизм философией? Однако философия работает на уровне концепций. Мы рады совершенными аргументами, когда дискутируем, а затем возвращаем книгу на полку. Зато Учение Будды выходит за пределы концепций.

Оно проводит практическую длительную трансформацию тела, речи и ума. Буддизм знакомит людей с повседневным функционированием их ума и предлагает мировоззрение, которое выходит за пределы личностного. Поэтому Учение Будды глубоко меняет практиков.

Даже первые шаги в применении буддийского видения и методов в своей жизни лишают ощущения беспомощной жертвы. Мы становимся уверенными, если осознаем, что все жизненные события подпадают под действие причинно-следственной связи, следовательно - поддаются контролю. Поэтому мы хотим узнать больше.

Наша осознанность растет, мы действуем из своего невозмутимого центра непринужденно и плодотворно, с большей пользой для других. Поскольку Учение Будды в корне меняет всех, кто практикует, буддизм является чем-то большим, чем просто философия.

Другим интересно, не является буддизм психологией. Буддисты, получивших соответствующие наставления, часто говорят об ощутимым результатах уже после короткого периода практики - растет спокойствие, удовлетворенность, внутренняя сила. Поэтому некоторые могут предположить, что буддийское Учение - разновидность психологии.

Что об этом сказать? Цель этой изысканной науки призвана улучшить повседневную жизнь людей. Все школы психологии стремятся, чтобы общество получало определенную пользу от каждого индивидуума, чтобы никто не страдал и не чрезмерно обременял других в течение 70 или 90 лет, потому что именно столько живут сейчас в западных странах.

Поскольку учение Будды ведет к сходным результатам, психология и буддизм имеют родственные цели. Впрочем, Учение Будды идет гораздо дальше психологии: оно указывает на то, что ни одно обусловленное состояние ума не является прочным, что невозможно окончательно доверять чему-то меняющемуся. Тем, кто хочет заглянуть за отражение в зеркале и под волны в океане, буддизм указывает на то, что находится между мыслями и вне их. Только такой опыт открывает качества, способные провести существ сквозь старость, болезнь, потерю и даже смерть.

В целом «психология» Будды выходит за пределы переживания изменчивости. Будда доказал, что первичная сущность ума - одинаковая для всех существ, она свободна от качеств, способных ограничить ее во времени и пространстве. Он убедительно демонстрировал, что обусловленность относительна - это плен меняющихся впечатлений, а все события и переживания, причины которых не понятны в этой жизни, коренятся в наших поступках в прошлых воплощениях. Соответственно, нынешние мысли, слова и поступки, если они не преобразованы и очищены, определяют будущее, в котором мы родимся. Этот всеобъемлющий закон причины и следствия называется кармой и объясняет все многообразие внешних и внутренних жизненных обстоятельств существ.

Это знание не всегда легко воспринимать, особенно в неблагоприятных условиях. Но Будда сознательно избегал «указательного перста» моралиста. Он учил, что причина страдания - не зло, а базовое неведение, которое мешает существам видеть себя частью целого. Избавляясь от него, мы избавляемся от всего негативного, что ведет к длительному счастью, к которому так все стремятся.

Поскольку становится понятным, что внешний и внутренний миры изменчивы и свободны от постоянной сущности, можно радостно расслабиться. Учение указывает на того, кто переживает. Будда вдохновляет людей к пониманию того, что целью жизни не может быть уютное и бессмысленное существование. Согласно его поучениям, жизнь - это все более ощутимый призыв к раскрытию всей полноты собственного потенциала.

Как только люди осознают закон причины и следствия и ищут действенных средств избежать собственной боли, они становятся способными накопить такое количество хороших впечатлений, что уже не способны держать их в себе. Перед ними раскрывается безграничный потенциал существ и ситуаций, и люди понимают, что полноценная жизнь – это высокое блаженство. Чтобы эти усилия были успешными, прежде всего, нужно заметить, как немного можно сделать для других, пока собственные чувства, слова и поступки остаются вредными. Тогда понятным становится наслаждение сочувствием и ясным мышлением вне личности. Также людей сразу вдохновляют живые примеры, убедительно отражающие открытую, игривую и безграничную сущность ума. Они просто не могут дождаться момента, когда станут похожими на таких учителей.

Понимание того, что в обусловленном мире ничто не может быть постоянным или действительно существовать, поскольку рождение и смерть касаются каждого, что человеческое стремление к счастью и попытки избежать боли одинаковые везде, постепенно ведет к внеличностному восприятию. Все тревожные чувства становятся безосновательными, когда мы понимаем несуществование целостной устойчивой «самости», «я» -  в теле или в уме. Так делается первый шаг, который не является самоцелью, а скорее подарком на пути к общему благу - Освобождение. В этом состоянии иллюзия отдельного «эго» растворяется, и мы уже не связываем себя со страданием. Второй и окончательный этап развития - Просветление. Это полная реализация потенциала ума, непринужденное и полностью сознательное пребывание здесь и сейчас.

Такое интуитивное состояние проявляется само собой, если концепции, которые ограничивали, перестают работать. Когда обычное мышление «или - или» ослабляет свою мертвую хватку, возникает пространство для более широкого взгляда «и то, и другое», и пробуждаются бесчисленные врожденные качества ума.

Существует еще и третий взгляд - провозглашение буддизма религией, хотя он существенно отличается от представлений о религии в западном обществе. Первая принципиальное отличие понятно, уже когда мы попытаемся исследовать само слово «религия» (лат. Religio). Значение латинского префикса «re» - «возвращать» или «вновь», a слово «ligare» означает «связывать» или «сочетать». Таким образом, это слово описывает сущность метода, которым религии веры Ближнего Востока стремятся найти свой путь возвращения к чему-то совершенному. Религии опыта, как буддизм, вряд ли могли бы доверять надежности «восстановленного» состояния того рая, откуда однажды уже пришлось выпасть. Ведь это значит, что с самого начала совершенное состояние не было абсолютным, поэтому в любой момент его можно потерять снова.

С буддийской точки зрения, мы всегда были запутаны, потому что ум запутан – он, подобно глазу, не может увидеть самого себя. Учение Будды является зеркалом, которое побуждает ум распознать собственную естественную, совершенную и независимую от времени сущность и осознать себя как единство субъекта, объекта и действия, а тот, кто достиг до этого осознания, никогда его не потеряет.

Будда полагался на независимость, таланты и способности своих учеников как на орудие для достижения Просветления. Держа перед ними зеркало своего Учения, которое несло им Освобождение и Просветление, он показывал им сокровища, скрытые внутри каждого. Вот почему потенциал Просветление каждого существа называется природой Будды. Если нет доверия к этому состоянию за пределами личности, нет ни пути, ни цели.

Чему же учил Будда как окончательно истинному? Он объяснял, что неподвластная времени сущность пронизывает собой все, знает все и есть всему основой. Абсолютное должно существовать всегда и всюду и не может быть создано или разрушено, иначе оно было бы обусловленным и относительным.

Пространство и богатство потенциала распространяются за пределы концепций «есть» или «нет». Эту полную блаженства истину можно постичь, если создать соответствующие условия. Неспособность переживать ее во всей полноте или частично следует из фундаментальной ошибки любого непросветленного ума — неспособности познать себя.

Все поучения Будды обращаются к природе ума, они дают средства достичь его полного пробуждения. Если искать непоколебимое и независимое от времени сознание, которое смотрит через наши глаза, осознает или переживает явления, не найдется ничего устойчивого, имеющегося, фактического. Вот почему Будда описывал сущность ума как пустоту. При нем это понимали как «пустой от чего-то», поэтому это слово хорошо подходило для выражения идеи, осознание, которое мы пытаемся исследовать, не имеющей никакой материальной основы и никаких определенных качеств.

Пользуясь этим толкованием, пустоту никто не ассоциировал с «ничто» или черной дырой. Ее понимали скорее так: тот, кто переживает, не имеет ни размера, ни веса, ни глубины, ни ширины, ни длины; ум - не вещь, которая может распасться или исчезнуть.

Современный математик определил бы сущность ума как нейтральный элемент явлений. Ученый говорил бы о врожденном потенциале, а ремесленник мог бы сказать: «Это не вещь». Для любовника или воина, склонных переживать мир как продолжение своих собственных органов чувств, ум был бы открытым пространством.

Это указание на пустоту как сущность ума дает глубокую уверенность. Хотя тела умирают, мысли появляются и исчезают, тот, кто переживает, не был ни рожден, ни создан. Поэтому ум остается недосягаемым для смерти, распада или исчезновения. В своей сущности он подобен пространству: это неподвластное времени вместилище. В нем возникают все явления, он их окутывает, знает и объединяет между собой. Кроме того, нет никакой внешней силы, в которую надо верить. Каждый полностью ответственен за собственную жизнь и развитие. Пример самого Будды является воплощением конечной цели, которую может достичь каждый. Если познать собственную сущность с помощью его поучений, появляется настоящий «островок безопасности», крепкая поддержка в повседневной жизни с самого начала пути к Просветлению.

На территории Индокитая, за исключением Вьетнама, и на Цейлоне приемлемой целью буддийской практики считается состояние Освобождения. Это состояние означает избавление от иллюзии существования длительного и индивидуального «я». Зато северные школы буддизма стремятся к полному Просветлению, полному избавлению от всех дуалистических идей. Именно для достижения этой последней и окончательной цели нужны философские и психологические поучения Будды: так называемый Великий путь и особенно - методы Алмазного пути. Здесь важность Ламы, или Гуру - друга, которому доверяешь, - растет одновременно с эффективностью.

Учение Будды - ключ к постоянному счастью. Будда появляется как учитель, защитник или друг. Пользуясь его советами, можно избежать страдания, мощно развиваться и помогать другим. Будда избрал самое меткое название для своего Учения: «Дхарма» на санскрите и «Че» на тибетском. На Западе этот термин переводят так: «Каким все является».